Выберите ваш город
Или укажите в поле
Главная Новости и события Новости проекта Рынок зерновозов стал жертвой избытка предложения и низкой экспортной квоты

Рынок зерновозов стал жертвой избытка предложения и низкой экспортной квоты

27 мая 2025
Рынок зерновозов стал жертвой избытка предложения и низкой экспортной квоты

2025 год стал знаковым для российского рынка железнодорожных перевозок зерна, где значительные изменения в структуре предложения и спроса привели к резкому снижению цен. Рост парка хопперов-зерновозов, низкая экспортная квота и сезонные колебания повлияли на всю отрасль. Как эти изменения сказались на стоимости перевозок, и что ждет рынок в ближайшие годы?

Профицит зерновозов: причины и последствия для рынка

2025 год принес российскому рынку железнодорожных перевозок зерна не только экономические трудности, но и новые возможности. Одним из ключевых факторов, влияющих на снижение стоимости перевозок, стал значительный рост предложения хопперов-зерновозов. Спрос на данные вагоны снизился, а их количество в сети железных дорог выросло на 24% по сравнению с 2023 годом. Если на конец 2023 года в России было порядка 64 тыс. хопперов, то к концу 2024 года эта цифра увеличилась до почти 79,5 тыс. единиц.

Такой рост парка зерновозов в сочетании с ослаблением экспортной активности и снижением урожая озимой пшеницы вынудил владельцев зерновозов снижать ставки на аренду вагонов. Эксперты отмечают, что ставка аренды зерновозов в первые месяцы 2025 года снизилась на 30-40% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. В условиях перепроизводства транспортных средств эта ситуация ставит владельцев вагонов перед выбором: либо искать новые ниши для использования своего подвижного состава, либо терпеть снижение доходности.

Также стоит отметить, что резкое сокращение экспортной квоты на зерно в 2025 году вкупе с уменьшением урожая озимой пшеницы привели к существенному снижению спроса на вагоны. Вследствие этого, операторы зерновозов были вынуждены снизить ставки аренды, что привело к общему падению стоимости железнодорожных перевозок зерна на 15-25% в зависимости от направления.

Вместе с этим изменения в спросе на транспортные услуги вынудили оператора «Российских железных дорог» (РЖД) пересматривать свою тарифную политику. В отличие от ставки аренды зерновозов, железнодорожный тариф остался без изменений. Это, по мнению экспертов, позволяет в краткосрочной перспективе стабилизировать ситуацию в части внутренних перевозок зерна, однако не решает проблему с избыточным количеством подвижного состава. Особенно это касается внешнего рынка, который с каждым годом сталкивается с дефицитом экспортных квот и повышенной конкуренцией на международной арене.

Кроме того, наблюдается тенденция к консолидации перевозок. Компании, занимающиеся транспортировкой зерна, начинают объединяться в рамках крупных холдингов, что позволяет им эффективнее управлять ресурсами и адаптироваться к изменяющимся рыночным условиям. Это также может привести к более качественному обслуживанию и улучшению координации перевозок на фоне непредсказуемости внешнеэкономической ситуации.

Сезонность и структура перевозок: как рынок адаптируется к изменениям

Снижение ставок аренды зерновозов в начале 2025 года стало закономерным результатом сезонных колебаний. В январе и феврале наблюдается снижение активности на внешнем рынке, так как основная часть урожая уже вывезена, а экспортная активность падает. В 2025 году этот тренд усугубился низкими переходными запасами, которые по состоянию на конец января составили около 23 млн. тонн. Это на 27% меньше, чем в прошлом году, что также снизило потребность в транспортировке зерна.

По данным Центра ценовых индексов (ЦЦИ), ставка привлечения зерновозов упала на 40%. Однако, несмотря на это, железнодорожный тариф остался без изменений, что свидетельствует о стабильности некоторых элементов транспортной инфраструктуры.

Кроме того, рост предложения парка зерновозов привел к резкому падению производственных показателей на рынке вагоностроения. В первые месяцы 2025 года было произведено всего 1,13 тыс. хопперов, что на 67% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Это связано с насыщением рынка новыми вагонами, а также с низким уровнем спроса на новые единицы в условиях профицита предложений.

В таких условиях многие владельцы зерновозов начали использовать свои вагоны в других нишах рынка. Например, пустующие хопперы начали задействовать для транспортировки строительных материалов, что позволило компенсировать потери на зерновом рынке. Кроме того, компании начали более активно перераспределять свои ресурсы, направляя часть подвижного состава на перевозку внутрироссийских грузов, что помогло компенсировать снижение объемов экспорта.

Нельзя не отметить и необходимость адаптации рынка к таким изменениям. ОАО РЖД предложило владельцам вагонов использовать незадействованный подвижной состав для перевозки сыпучих строительных материалов, что могло бы помочь повысить пропускную способность и улучшить финансовые результаты на фоне спада погрузки зерна. Это решение направлено на уменьшение потерь и повышение эффективности использования подвижного состава, что может стать временной мерой для снижения влияния сезонных спадов.

Взгляд в будущее: что ждет рынок зерновозов в 2025 году?

К середине 2025 года рынок железнодорожных перевозок зерна, вероятно, продолжит оставаться в зоне неопределенности, обусловленной рядом внешних и внутренних факторов. Профицит зерновозов и снижение экспортных поставок зерна создают давление на транспортные компании и владельцев подвижного состава. В условиях избыточного предложения и низкого спроса на вагоны, ставки на аренду будут продолжать снижаться.

Однако прогнозы на второй квартал 2025 года говорят о возможном сокращении выпуска новых зерновозов. По данным ЦЦИ, выпуск хопперов во втором квартале 2025 года должен значительно сократиться. Таким образом, компаниям предстоит найти баланс между количеством подвижного состава и реальными потребностями в перевозках, что, в свою очередь, может привести к стабилизации ситуации.

Также не стоит забывать, что тренды в погрузке зерна будут зависеть от урожайности и состояния рынка в целом. Ожидается, что в случае стабилизации или даже роста производства зерна в России, внутренние перевозки могут продолжить увеличиваться, что поможет компенсировать падение экспортных поставок. В таких условиях железнодорожные компании должны будут оперативно реагировать на изменения в рыночной ситуации и гибко адаптировать свою стратегию, чтобы минимизировать потери.

Дополнительно стоит отметить, что в условиях глобальных экономических перемен и неопределенности на внешнем рынке зерна, российским железнодорожным компаниям предстоит активно работать над улучшением своей конкурентоспособности. Ожидается, что в ближайшие годы будут предприняты шаги для оптимизации тарифной политики, развития инфраструктуры и создания новых сервисов, которые помогут компенсировать риски, связанные с нестабильностью спроса на зерновозы.

2025 год для рынка железнодорожных перевозок зерна стал годом испытаний и возможностей. В условиях профицита зерновозов и низкой экспортной квоты операторы сталкиваются с необходимостью снижать ставки аренды и переориентировать свои мощности на другие рынки. Однако с учетом сезонных факторов и изменений в урожайности, рынок продолжит развиваться и адаптироваться к новым условиям, и в будущем может вернуться к более сбалансированному состоянию.

Источник: «АПК Эксперт»

Поделиться: